среда, 9 ноября 2016 г.

Мастер-класс (методика проведения)

"Мастер-класс" (методика проведения)

 «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность»
Бернард Шоу
Мастер-класс это:
-   форма занятия, на котором педагог передает опыт своей работы путем прямого комментирования и демонстрации наиболее эффективных методов, приемов, форм педагогической деятельности и используется способ самостоятельного построения плана применения их всеми участниками занятия;
-    эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия;
- форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показана новых оригинальных методик «вызова» традиционной педагогике с большой дозой собственного авторского творчества;
-    это способ передачи педагогического мастерства одного учителя другому и умение педагога (автора занятия) всем участникам найти дело, при этом самому оставаться в «тени», растворяясь в общем поиске решения проблемы;
-  форма профессионального обучения учителей и представляют собой профессиональные объединения педагогов во главе с учителем-мастером;
- создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
 Задачи проведения мастер-классов:
-    выявление творчески работающих педагогов;
-    публичное признание вклада педагогов в развитие образования района;
-    моральное стимулирование педагогических работников;
-    распространение успешного опыта;
-    стимулирование профессионального роста педагогов.
Варианты:
-    показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.;
-    показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог;
-    показ отдельных методов работы;
-    показ инновационных моментов деятельности.
Формы проведения мастер-классов:
-    лекция;
-    практическое занятие;
-    интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Методы работы, рекомендуемые в ходе мастер-класса:
-   представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану;
- уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками;
-    изучение результатов деятельности учители-мастера и его учеников;
-  самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии учителя-мастера;
-  совместное моделирование урока; посещение и анализ открытых уроков учителя-мастера и участников мастер-класса; круглые столы;
-     дискуссия по результатам занятий и т.д.
В мастер-классы объединяются учителя, желающие получить полную информацию о позитивном опыте учителя-мастера и освоить предлагаемые им программы, методики и технологии.
Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек. Учитель-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу. В течение установленного срока работы мастер-класса на его занятиях могут быть рассмотрены несколько направлений деятельности учителя-мастера.
Количество занятий мастер-класса определяется ведущим мастером. Это может быть одно занятие, несколько занятий подряд, или несколько занятий в определенный промежуток времени.
Учитель-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу. В течение установленного срока работы мастер-класса на его занятиях могут быть рассмотрены несколько направлений деятельности учителя-мастера.
Критерии отбора материала и ведущих направлений для мастер-класса:
-     актуальность предлагаемой проблемы или исследования;
- практическая значимость результатов реализации представленной программы (проекта) для педагогической системы;
-   технологичность и новизна разработанной учителем или адаптированной им методики;
-  направленность проекта исследования или программы мастер-класса на повышение уровня профессиональной компетентности и личностное развитие педагога;
-  способность учители к глубокой профессиональной рефлексии своего опыта;
- умение педагога моделировать содержание обучения и обосновать выбранные методы, приемы и формы организации образовательного процесса.
 Примерная программа мастер-класса
1.    Тема мастер-класса.
2. Обоснование актуальности темы, ведущей идеи предлагаемого для рассмотрения опыта.
3.    Цели и задачи мастер-класса.
4.    Содержание занятий мастер-класса по этапам.
5.   Методы и приемы работы ведущего мастер-класс со слушателями; формы занятий, представленные в мастер-классе (можно представить алгоритм последовательных действий педагога по презентации своего опыта и по обучению участников мастер-класса).
6.   Количество часов на всю программу мастер-класса и на каждое его занятие.
7.   Прогноз результатов работы участников мастер-класса.
Этапы работы:
Первый этап (теоретический)
   Задача: осветить авторскую программу:
– начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторические сюжеты … Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера.
Второй этап (практический) - работа с материалом: с текстом, с красками, звуками, с природным материалом, с картой, с картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» - создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда». Показать формы и методы осуществления программы (показать работу, а не результат работы).
Третий этап - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции.  
 Четвертый этап - это рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения, своей тайны и секрета познания и др. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Цели прихода на мастер-класс? Что взял полезного интересного? Хочется ли что-то отметить?

При работе над методичкой использовались материалы  Поначёвой И.Е. с сайта:   http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/04/05/master-klass-kak-odna-iz-form-samoprezentatsii

Комментариев нет:

Отправить комментарий