"Мастер-класс" (методика
проведения)
«Единственный путь, ведущий к знаниям - это
деятельность»
Бернард Шоу
Мастер-класс
это:
- форма
занятия, на котором педагог передает опыт своей работы путем прямого
комментирования и демонстрации наиболее эффективных методов, приемов, форм
педагогической деятельности и используется способ самостоятельного построения
плана применения их всеми участниками занятия;
- эффективная
форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания,
центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения
определенного содержания при активной роли всех участников занятия;
- форма
занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показана
новых оригинальных методик «вызова» традиционной педагогике с большой дозой
собственного авторского творчества;
- это
способ передачи педагогического мастерства одного учителя другому и умение
педагога (автора занятия) всем участникам найти дело, при этом самому
оставаться в «тени», растворяясь в общем поиске решения проблемы;
- форма
профессионального обучения учителей и представляют собой профессиональные
объединения педагогов во главе с учителем-мастером;
- создание
условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его
участников на основе организации пространства для профессионального общения по
обмену опытом работы.
Задачи проведения
мастер-классов:
- выявление
творчески работающих педагогов;
- публичное
признание вклада педагогов в развитие образования района;
- моральное
стимулирование педагогических работников;
- распространение
успешного опыта;
- стимулирование
профессионального роста педагогов.
Варианты:
- показ
программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.;
- показ
отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог;
- показ
отдельных методов работы;
- показ
инновационных моментов деятельности.
Формы проведения
мастер-классов:
- лекция;
- практическое занятие;
- интегрированное
(лекционно-практическое) занятие.
Методы работы, рекомендуемые в ходе
мастер-класса:
- представление
системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану;
- уроки
со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с
учениками;
- изучение
результатов деятельности учители-мастера и его учеников;
- самостоятельная
разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии
учителя-мастера;
- совместное
моделирование урока; посещение и анализ открытых уроков учителя-мастера и
участников мастер-класса; круглые столы;
- дискуссия
по результатам занятий и т.д.
В мастер-классы
объединяются учителя, желающие получить полную информацию о позитивном опыте
учителя-мастера и освоить предлагаемые им программы, методики и технологии.
Количество
участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек. Учитель-мастер
составляет программу мастер-класса и планирует его работу. В течение
установленного срока работы мастер-класса на его занятиях могут быть
рассмотрены несколько направлений деятельности учителя-мастера.
Количество занятий
мастер-класса определяется ведущим мастером. Это может быть одно занятие,
несколько занятий подряд, или несколько занятий в определенный промежуток
времени.
Учитель-мастер
составляет программу мастер-класса и планирует его работу. В течение
установленного срока работы мастер-класса на его занятиях могут быть
рассмотрены несколько направлений деятельности учителя-мастера.
Критерии отбора материала и ведущих направлений для
мастер-класса:
- актуальность
предлагаемой проблемы или исследования;
- практическая
значимость результатов реализации представленной программы (проекта) для
педагогической системы;
- технологичность
и новизна разработанной учителем или адаптированной им методики;
- направленность
проекта исследования или программы мастер-класса на повышение уровня
профессиональной компетентности и личностное развитие педагога;
- способность
учители к глубокой профессиональной рефлексии своего опыта;
- умение
педагога моделировать содержание обучения и обосновать выбранные методы, приемы
и формы организации образовательного процесса.
Примерная
программа мастер-класса
1. Тема
мастер-класса.
2. Обоснование
актуальности темы, ведущей идеи предлагаемого для рассмотрения опыта.
3. Цели и задачи
мастер-класса.
4. Содержание
занятий мастер-класса по этапам.
5. Методы и приемы
работы ведущего мастер-класс со слушателями; формы занятий, представленные в
мастер-классе (можно представить алгоритм последовательных действий педагога по
презентации своего опыта и по обучению участников мастер-класса).
6. Количество
часов на всю программу мастер-класса и на каждое его занятие.
7. Прогноз
результатов работы участников мастер-класса.
Этапы работы:
Первый этап (теоретический)
Задача: осветить авторскую программу:
– начало, мотивирующее
творческую деятельность каждого. Это может быть апелляция к ассоциативному и
образному мышлению, это задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания,
исторические сюжеты … Главное – ситуация неожиданности для участников,
загадочность и обязательное личностное начало Мастера.
Второй этап (практический) - работа с материалом: с текстом, с красками, звуками,
с природным материалом, с картой, с картиной. Это «деконструкция»: превращение
материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет
«реконструкция» - создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е.
«изобретение велосипеда». Показать формы и методы
осуществления программы (показать работу, а не результат работы).
Третий этап - соотнесение своей деятельности с деятельностью
остальных. Представление и интерпретация промежуточных результатов и
окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции.
Четвертый этап
- это рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Важны
не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной
мысли, чувства, знания, мироощущения, своей тайны и секрета познания и др.
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Цели прихода на
мастер-класс? Что взял полезного интересного? Хочется ли что-то отметить?
Комментариев нет:
Отправить комментарий